Тимур и его команда

Поделиться

Сегодня состоялась очередная пытка моего ребёнка прочитать великое произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».

Не возвращался к этой книги со школьных времён, но помню, когда читал её, у меня мелькали экранизированные сюжеты из фильма, который я смотрел не раз до того, как нужно было проходить его по школьной программе.

Теперь же было мучительно смотреть, как мой сын, не смотрев фильмов и в принципе не слышав ни о Тимуре, ни о его команде, ни о её подвигах пытался построить динамику сюжета из долгих описаний разного рода картинок.

Вот например:

«Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у  неё лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели. При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах.  Из-за заборов…»

Человек, который привык мыслить динамическими визуальными образами не может и не хочет знать, что происходит за заборами и на каком конкретно километре их нагнала походная машина!

На мои требования продолжать читать, он на своём сбивчивом языке всё же смог до меня донести мысль о том, что на развитие сюжета не оказывает влияние такое количество определений в форме «где, когда, куда, откуда, почему зачем и как». Профессиональным взглядом геймера и профессионала по поглощению нескольких мультфильмов на нескольких каналах одновременно он понимал, что на развитие сюжета не влияет ни вид машины (походная), ни направление ружей (дулом к н небу), ни форма построения солдат (рядами), ни цвет котёнка (рыжий) ни положение ног Ольги (на чемодане), и уж тем боле на развитие сюжета не окажет влияние то, что там происходило за заборами!

Современному человеку информация передаётся в визуальных образах. Чтение описания неба, которое увидел Пьер Безухов под Аустерлицем занимает более десяти минут (правда, не перечитывал, не засекал), в советском фильме несколько десятков секунд, в зарубежных фильмах – мгновения (чаще вовсе отсутствует).

Все метры мультипликации и киноиндустрии в один голос говорят о тенденции, согласно которой, для того чтоб зрителя подвести к кульминации сюжета в начале двадцатого века требовалось некое длинное вступление и долгое развитие сюжета, к середине века короткая прелюдия и раскрытие ключевых эпизодов сюжета, а к концу века все кино- и анимационные фильмы (как и сюжеты популярных книг) начинались с первого кадра, с первой страницы. В XI веке, кроме того, что все предшествующие кульминации события узнаются читателем или зрителем параллельно с событиями в настоящем времени, кроме этого, ещё и значительно увеличен темп повествования.

Современные художники, в ответ на запросы читателя и зрителя, двумя-тремя мазками создают образ героя, ситуации, обстоятельств. Маленькими иконками, ярлыками гистограммами современному человеку доносится огромное количество информации и современные средства визуализации позволяют за несколько секунд, глядя на картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» окунутся в соответствующее время, нравы, быт и понять чувства и настроение каждого героя, до определённой степени достаточности.

Современный развитый человек и даже ребёнок вполне может заменить огромные куски текста маленькой визуальной картинкой в голове или на средстве визуализации. Вот примеры из того же произведения:

«И так, приложив к замку ухо, он стоял до тех пор, пока наружная железная дверь не захлопнулась с таким грохотом, как будто бы по ней ударили бревном…» – подслушивал.

«Пробираясь к сараю, Тимур заглянул в распахнутое, выходящее в сад окно…» - подглядывал.

«Проходя через старый парк и собирая колокольчики, она незаметно вышла на перекресток двух огороженных садами улиц, пустынный вид которых ясно показывал, что попала она совсем не туда, куда ей было надо…» - заблудилась. И т. д…

Мне теперь смешно, что мой сын, прочитав треть книги, так и не понял ещё, кем является положительные или отрицательные герои - Сима Симаков и Фигура. Я-то перед тем как проходить это произведение в школе видел, хоть и в старых стандартах, но визуализированный фильм, где чётко и быстро яркими образами мне объяснялось: хороший, плохой, подслушал, подглядел, заблудился. После этого можно (исключительно для учителей и родителей) почитать первоисточник!

В 2018 году графическая новелла "Сабрина" Ника Дрнасо об исчезновении девушки была номенирована на Букеровскую премиию в £50 000. Эта книга, по мнению организаторов премии, «запечатлела мир на грани» и «делает то, что должна делать хорошая художественная литература» не с помощью длинных изысканных текстов, а с помощью информативных еартинок. В романе через призму вышедших в течение суток после исчезновения девушки новостей рассказывается о переживаниях прочитавших эти заметки людей.

Я понимаю, что детям, да и взрослым, крайне важно читать, развивать абстрактное мышление, учится не созерцать образы, а строить их самостоятельно. Но мы живём в таком мире, где жизнь ускоряется, где время стоит дорого и становится ещё дороже даже для детей. И пока одни будут изучать вид проезжающей машины, направление ружей солдат, цвета котят, положение ног Ольги, другие, окинув взглядом обстановку, быстро сориентируются и потратят время на то, чтоб преуспеть в жизни!

Комментарии (1)

  • 08.10.15 Алексей
    Тимур и его команда по задумке автора и министерства образования воспитывает в детях патриотизм. Однако, на днях правнучка автора Мария отказалась от гражданства Российской Федерации и перешла на сторону враждующей с Россией Украины.Хорошо , что в каменный век не было писателей, а то пришлось бы современным детям в муках разбирать кто положительный, а кто отрицательный обитатель пещер.

Оставить комментарий

Частичное либо полное копирование материалов сайта разрешается только с согласия администрации
Фомин Игорь Николаевич, 2013 - 2018 гг.