В 2014 году в России планируется повсеместно осуществлять расчёты за электроэнергию, потребляемую населением, с учётом «социальных норм»

Поделиться

Согласно Постановления правительства  № 1650р, предусматривается введение в России социальных нормативов потребления энергоресурсов для населения. Введение таких форм расчётов безусловно оправдано с точки зрения энергоэффективности, но переход на них связан с набором задач социально-технического плана, которые нужно решать по мере ввода новых форм расчётов за энергопотребление. 

Известно, что в России тарифы на коммунальные услуги установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрёстное субсидирование пагубно влияет на либерализацию энергорынка и ухудшает инвестиционный климат. Предполагается, что введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования и уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса

Несомненно, введение социальной нормы позволит стимулировать эффективное потребление электроэнергии гражданами и установку индивидуальных приборов учета, станет проще контролировать свои затраты, но по мнению социологов, для того, что бы этот шаг был эффектным, необходимо чтобы не менее 70% жителей могли относительно без труда укладываться в эту социальную норму. Это позволит большинству жителей сформировать положительное отношение к нововведению и понимать его как «социальная норма», а не как «норматив потребления» или «лимит потребления электроэнергии». В последствии это может дать возможность поэтапно отказываться от перекрёстного субсидирования, когда станет явным эффект энергосбережения. В настоящей же момент перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии. То есть наиболее обеспеченное домохозяйство получает значительно больший объем социальной помощи, чем домохозяйство с меньшим уровнем дохода.

Изменение цены в зависимости от объёма потребления применяется и за рубежом с той лишь разницей, что этот механизм там носит не социальный, а чисто экономический характер. Его основное назначение заключается в поощрении энергосбережения или, наоборот, стимулировании потребления электроэнергии с обязательным покрытием всех затрат энергетических компаний. Механизм социальной нормы потребления электроэнергии, принятый в нашей стране, сочетает в себе экономические цели (снижение перекрестного субсидирования и развитие энергосбережения) с социальной направленностью (гарантировать определенный объем электроэнергии по льготной цене в целях защиты малообеспеченных категорий населения).

Мгновенный ввод нововведений обнажит ряд проблем социального характера. Потребление сверх социальных норм должно оказать влияние на оптовый рынок электроэнергии и на балансирующий рынок, что ещё пока не оценивалось экспертами. В домохозяйствах с большим количеством прописанных, но не проживающих, жители будут платить всегда по пониженному тарифу, в домохозяйствах, где количество проживающих больше количества прописанных, жильцы всегда будут ущемлены в праве на пользование дешевой социальной нормой, а при временной регистрации люди либо будут пользоваться социальной нормой в двух местах (по месту постоянной и временной прописки), либо будет угроза потери права на соцнорму. Кроме того, не определён механизм определения норм потребления так называемых «приравненных к населению» категорий потребителей и остаётся ещё множество других проблем, требующих юридического и технического подхода к их решению.

Применение социальных норм потребует от энергосбытовых организаций проведение ряда административных и технических мероприятий по дополнительному учёту различных массивов информации, их актуализации и принятию мер по противодействию вновь образованным издержкам деятельности.

При не налаженном автоматизированном сборе показаний, потребителям будет выгодно до последнего оттягивать с оплатой по показаниям счетчика, или переносить платежи с зимы на лето, когда уровень энергопотребления ниже.

Кроме описанных социальных проблем, есть ещё и техническая сторона вопроса нововведений связанная с автоматизированным учётом объёмов в норме и сверх нормы. Эти две стороны медали смыкаются в форме квитанций, которые энергосбытовые организации должны рассылать населению. Чётко сформированная расчётная модель в информационной системе позволит предельно ясно представить информацию о начислениях за потребление в разные зоны суток, с учётом общедомового потребления и потребления мест общего пользования, а также с указанием объёмов в норме и сверх нормы социального потребления, что позволит сгладить социальную остроту проблемы.

Пока готовился этот пост, стало известно, что власти субъектов РФ смогут принять решение об отсрочке введения соцнормы на два года. Решение о переносе даты ввода соцнормы было принято Дмитрием Медведевым на совещании правительства, которое прошло 30 янвряя 2014 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Частичное либо полное копирование материалов сайта разрешается только с согласия администрации
Фомин Игорь Николаевич, 2013 - 2020 гг.